Суббота, 18.05.2024, 16:52
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Октябрь » 18 » Россия и Philips — вместе навсегда
16:04
 

Россия и Philips — вместе навсегда

Так уж исторически сложилось, что большинство известных компаний, занимающихся производством техники, родом из Азии. Если конкретнее — из Японии: Sony, Pioneer, Panasonic, Canon и многие-многие другие. Европейских производителей электроники можно пересчитать по пальцам одной руки — там все больше предпочитают вещи попроще: сыры, вина, развитие банковской системы.

Но это совсем не значит, что европейские производители проигрывают японцам. Вовсе нет. Взять хотя бы ту же компанию Nokia, о которой мы писали несколько номеров назад. Именно при помощи ее оборудования в 1991 году началась эпоха стандарта GSM, когда финский премьер-министр Харри Холкери совершил первый коммерческий звонок по мобильному телефону.

Герой сегодняшней истории — компания Philips — тоже не так проста. Согласно данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization), за Philips зарегистрировано самое большое число патентов на изобретения. Так, именно Philips были разработаны компакт-кассета и компакт-диск (в сотрудничестве с Sony), компания стояла у истоков алгоритмов сжатия MPEG и JPEG. Ну а если уточнить, что один из основателей компании был, что называется, «своим в доску» в России — партнеры уважительно величали его Антоном Федоровичем, — становится окончательно ясно, что обойти историю Philips стороной наш журнал не осмелился.

ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ...

Семья Филипсов, которой суждено было основать «корпорацию имени себя», еще до того знаменательного 1891 года довольно успешно занималась коммерцией. Хотя «успешно» — это слабо сказано: Филипсам удалось заработать поистине гигантское состояние на торговле табаком и производстве табачных изделий. Фредерик Филипс, один из многочисленных отпрысков удачливого семейства и отец будущих основателей всемирно известной корпорации, в преклонные годы осуществлял финансовые операции таких масштабов, что ему позавидовали бы и Дональд Трамп, и сам Рокфеллер. Он владел огромными поместьями, активно торговал своей продукцией со всем миром, и при этом не забывал следить за техническим прогрессом — благодаря своевременному вложению денег в покупку американского патента, Филипс первый в Нидерландах смог сделать процесс производства сигар полностью автоматическим.

Поэтому немудрено, что старший сын Филипса, Жерар Леонард Фредерик Филипс (кстати, по материнской линии он приходился двоюродным братом тому самому Карлу Марксу), после школы начал изучать инженерию и конструирование, а по окончании учебы получил диплом инженера-механика. Тогда же он начал интересоваться электрическими лампами накаливания — и немудрено: 80-е годы XIX века мир шумно обсуждал изобретение Томасом Эдисоном лампочки с нитью из угольного волокна, срок жизни которой составлял 40 часов. Вместе со своим другом Яном Ризом Жерар начал проводить эксперименты по разработке собственной технологии производства ламп накаливания, и результат не заставил себя долго ждать. Правда, работала лампочка совсем недолго: нить накаливания из обработанной в хлориде цинка целлюлозы перегорала почти моментально. Еще пару лет изобретателям пришлось возиться над усовершенствованием своего горе-продукта, прежде чем их лампочка не стала более-менее жизнеспособной. Пришло время принять решение, что делать дальше — продолжать эксперименты ради собственного удовольствия или начать продажи продукта.

Посовещавшись, друзья решили, что все же есть смысл рискнуть и открыть собственную фабрику, но когда дошло до решения финансовых вопросов — кто и сколько должен вложить в производство, — Риз решил отказаться от сомнительной идеи и вышел из дела.

СЕМЕЙНЫЙ ПОДРЯД

Тут-то и пришлась кстати помощь Филипса-старшего. На его деньги и под его чутким финансовым руководством в голландском городке Эйндховен (Eindhoven) в 1891 году было куплено небольшое здание, в котором разместили три динамо-машины, вакуумный насос и другое необходимое оборудование.

Поначалу дела на фабрике обстояли довольно скромно — десять работников выпускали в день порядка 100-200 ламп, так что о гигантских прибылях не приходилось даже мечтать. Впрочем, в идее миниатюрности фирмы было здравое зерно — все европейские производители в те годы находились «под колпаком» у немецких компаний. В производстве и сбыте электрических ламп лидировала компания AEG, которая постоянно снижала цены на свою продукцию, что, конечно, могло бы негативно отразиться на делах новорожденной компании.

К счастью, Жерару Филипсу удалось наладить свои каналы сбыта продукции — и, как это часто бывает, все решили личные связи и знакомства. Еще после окончания университета Филипс довольно много колесил по Европе, вел бизнес в Лондоне и Берлине, и даже успел поработать на AEG (кто знал, что через несколько лет бывший работодатель станет самым страшным конкурентом!). Так что первую крупную партию лампочек удалось реализовать через бывших деловых партнеров, и уже через три года продажи увеличились в семь раз — с 11 000 до 75 000 штук.

Но даже эти успехи не делали бизнес прибыльным: из-за небольших объемов производства себестоимость продукции была очень высока, а потому она не могла стоить дешевле, чем товар AEG. В 1894 году ситуация стала настолько тяжелой, что семейный совет решил было даже продать компанию, но... единственный покупатель предложил такую маленькую цену, что оскорбленные Филипсы решили сохранить бизнес и доказать всему миру, что смогут добиться своего.

Решено было увеличить уставной капитал компании и расширить производство. Кроме того, была определена новая стратегия компании — следовало выходить на мировой рынок сбыта, а не ограничивать развитие компании только лишь пределами Голландии. Поручить мировую экспансию было решено Антону Фредерику Филипсу, младшему сыну Фредерика Филипса. Несмотря на юный возраст (к моменту начала работы в семейной компании Антону едва исполнился 21 год), Филипс-младший быстро смог доказать, что отец не ошибся, предложив должность именно ему: уже в 1898 году компания преодолела планку в один миллион проданных лампочек. Братья даже заключили своеобразное пари, кто кого обгонит: Жерар старался выпустить больше лампочек, чем в состоянии был продать Антон, а младший брат показывал пустые склады и требовал производить все больше и больше.

В РОССИЮ С ЛЮБОВЬЮ

1898 год стал для компании судьбоносным еще и по другой причине — Антон Филипс совершил первую деловую поездку в Россию. Почему решено было осваивать именно российский рынок, понятно и так: Голландия была первой страной, которая начала вести торговые операции с Россией после свержения монголо-татарского ига. Ну а любовь великого реформатора Петра I к Голландии мы можем оценить даже сейчас: оттуда царственный Романов привез идею о строительстве нового морского порта, да и сам Санкт-Петербург был практически «скалькирован» с Амстердама...

Поездка в Россию оказалась не самым приятным развлечением — утомительное путешествие на поезде через Либаву, Ригу и Ревель заняло целых три недели! А ведь Филипс-младший планировал, что на все про все у него уйдет не больше месяца.

Приехав в Петербург, Антон Филипс попал, что называется, с корабля на бал: едва успев привести себя в порядок в скромной гостинице, не зная языка и не имея никаких связей при дворе, он отправился в святая святых — императорский дворец.

Что тогда случилось в Петербурге, не берутся объяснить даже самые вдумчивые и педантичные исследователи истории компании Philips. Как этому 24-летнему голландцу, совладельцу в общем-то крохотной фабрики в богом забытом городке, удалось заключить договоров на продажу половины товара, который компания производила в течение года, сказать сложно. Скорее всего, важную роль сыграли личные качества Антона Филипса — он умел нравиться людям, легко находил с ними общий язык, легко убеждал и даже словно завораживал своей речью. Иначе еще как бы он сумел обойти на целую голову в этой финальной гонке немецких поставщиков, за которыми надежными тылами стояли громадные уставные капиталы и четко отлаженное производство?

Среди прочего, ему даже удалось договориться о поставке 50 000 так называемых «ламп-свечей» для канделябров Зимнего дворца (того самого Эрмитажа). Когда Антон отправил брату телеграмму с отчетом о своих делах, Жерар сначала не поверил: «Пятьдесят тысяч? Он что там, русской водки перебрал? Или просто телеграфист лишний ноль поставил?» На недоуменное послание Жерара Антон ответил: «Все правильно. Fifty thousand, funfzig Tauzend, cinquante mille». Трижды повторенная на трех разных языках цифра убедила старшего брата, и тот, не дожидаясь возвращения Антона, начал расширять производство.

И это оказалось весьма своевременным поступком. Благодаря умелому представительству Филипса-младшего к концу 1914 года, когда в Санкт-Петербурге было открыто торговое представительство фирмы с офисом аж на Невском проспекте, буквально в двух шагах от Дворцовой площади и Адмиралтейства, Philips&Co продавала в России уже больше двух миллионов ламп в год.

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В начале 1920-х годов, когда торговля с Россией была полностью прекращена, Philips начала искать новые направления для расширения компании. Было решено развивать производство сразу в нескольких направлениях: Philips сосредоточила свое внимание на медицинском оборудовании (первую рентгеновскую трубку компания представила еще в 1918 году), параллельно начались эксперименты в области радио и телевидения. Уже в 1923 году Philips представила на суд общественности свою первую радиолампу Miniwatt с уменьшенным энергопотреблением, в 1925 году была создана дочерняя компания, ориентированная исключительно на выпуск радиоприемников. А в 1927 году компания организовала производство пентодов — электронных ламп с пятью электродами, которые в дальнейшем будут использоваться для усиления развертки в ламповых телевизорах. Еще через год инженеры компании продемонстрировали первый «телевизор», в котором использовался механический метод сканирования изображения, а детализация изображения ограничивалась 48 линиями. Уже в 1935 году были собраны несколько телевизионных приемников с разверткой уже в 180 горизонтальных линий и частотой передачи 25 кадров в секунду, а еще через год была «приручена» технология чересстрочной развертки, что дало возможность получить четкость изображения в 405 линий.

Одновременно со своими собственными разработками компания начала сотрудничество с другими фирмами. Некоторые просто банально перекупались: в 1927 году был выкуплен контрольный пакет акций британской компании Mullard, которая занималась производством электроламп, а в 1932 году — немецкой компании Valve с идентичной специализацией. С другими просто подписывались договора о сотрудничестве — так, удалось добиться весьма выгодного соглашения с RCA (Radio Corporation of America), по которому компании обещались обмениваться своими ноу-хау и патентами в течение целых 20 лет.

ТРУДНОСТИ И УСПЕХИ

Однако не все шло благополучно. Из-за экономической депрессии, под влияние которой попали компании во всем мире, Philips в начале 1930-х годов терпела колоссальные убытки: доходы компании упали в шесть раз, значительную часть сотрудников пришлось уволить. И когда к концу злополучного десятилетия ситуация наконец начала меняться к лучшему, случилась очередная катастрофа — началась Вторая мировая война. В 1940 году руководство компании приняло решение перевести большую часть капиталов в США и уже там, вдали от германского господства, налаживать производство. Но даже это не помогло компании уцелеть полностью — за время войны были разрушены многие фабрики и офисные помещения. Как ни странно, причиной этого краха стали не действия нацистов — те просто использовали помещения компании и труд ее сотрудников в своих целях, — а действия американских союзников. Они просто целенаправленно разбомбили завод в Эйндховене. А 25 января 1942 года скончался Жерар Филипс, первый генеральный директор компании, ее создатель и идейный вдохновитель.

Но, несмотря на все трудности, развитие компании не останавливалось. Сразу же после окончания войны руководство компании вернулось в Голландию, началось восстановление фабрики и организация всего рабочего процесса практически с нуля.

Уже в 1946 году специалистам Philips удалось организовать успешный эксперимент по стереофонической передаче звука, в 1954 году были разработаны Hi-Fi-усилители и радиоприемники с раздельными усилителями для высоких и низких частот, а в 1958 году компания выпустила свой первый стереофонический проигрыватель.

В это же время другое подразделение компании осваивало изобретенный в 1947 году транзистор. Согласно договору с Bell Labs, которой принадлежал патент на транзистор, Philips получила право осуществлять собственные разработки по усовершенствованию полупроводниковой технологии. Так что уже в 1952 году было налажено производство германиевых диодов, в 1953 — транзисторов, в 1954 году на рынок был выпущен первый транзисторный радиоприемник под маркой Philips.

Параллельно велись разработки и в области телевидения, причем в Европе Philips долгое время оставалась единственной компанией, которая активно продвигала в Старом Свете идею цветного телевидения. Кстати, Эйндховен стал первым европейским городом, где осуществлялось цветное телевещание — с октября 1964 года в течение трех лет ежемесячно специалисты Philips делали такой подарок своим землякам.

ТАК И ЗАПИШЕМ...

Ну и, конечно, одним из самых главных достижений компании явилось изобретение в 1963 году компакт-кассеты. Работы по разработке нового формата для аудиозаписей велись уже давно, поскольку распространенные во всем мире катушечные магнитофоны не могли обеспечить достойное качество звука, да и заправлять ленту без должной сноровки было очень неудобно. Поэтому кассеты знакомого нам вида — с магнитной лентой шириной 3,8 мм и приемной и подающей бобиной, упрятанными в один пластиковый корпус, — быстро завоевали популярность. Немало способствовала этому и разумная политика компании: опасаясь конкуренции со стороны Sony, которая также занималась разработкой кассет, Philips решила отказаться от платы за лицензии на производство кассет. Вскоре был выпущен стереофонический кассетный рекордер, в 1967 году Philips представила первую в мире автомобильную радиомагнитолу, а еще через год пришло время и для портативного кассетного плеера.

Разработка Philips в 1963 году компакт-кассеты открыла новую эпоху в истории звукозаписи

Новая технология записи звука получила логическое продолжение в усовершенствованной технологии записи видео. В 1964 году Philips представила ленточный видеорекордер, который был по карману если не каждому европейцу, то большинству их них: он стоил в шесть раз меньше, чем другие модели. А уже в 1969 году был выпущен первый бытовой монохромный видеомагнитофон. Он стоил очень недорого — всего около 2000 гульденов, так что очень скоро устройство появилось во многих голландских домах, а позднее стало популярным во всей Европе.

Новая эпоха записи видео и аудио началась в 1972 году, когда Philips заявила о своей уникальном открытии: специалистам компании удалось разработать технологию считывания лучом лазера информации с оптического диска. Последующие эксперименты оказались удачными, так что Philips решили подыскать себе компанию-партнера — только в сотрудничестве с мощной транснациональной корпорацией им бы удалось добиться стандартизации новой технологии, в противном случае могла повториться история с войной VHS против других форматов. Партнером стала компания Sony, с которой в конце 1979 года было подписано соответствующее соглашение, и уже через год анонсированный компакт-диск стал общемировым стандартом.

Последний представитель славной фамилии Филипс — Фриц Филипс, сын основателя компании Антона Филипса, — скончался в 2005 году в возрасте 101 года. Но история компании на этом не остановилась — недавно штаб-квартира Philips была перенесена из Эйндховена в Амстердам, а сам концерн по-прежнему является крупнейшим в Европе производителем электроники. Компания выпускает медицинскую технику, мобильные телефоны, осветительные приборы, телевизоры и компьютеры. И кто знает, какие еще направления Philips начнет развивать в будущем — от этой голландской компании, начинавшей с производства обычных лампочек, можно ждать каких угодно инноваций.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Начав свою историю с производства электрических лампочек, компания Philips и в начале XXI века не оставляет без своего внимания это направление деятельности. Конечно, ни о каких лампах накаливания и уж тем более о лампах-свечах, которые вставлялись в канделябры, речи не идет. Все гораздо масштабнее.

Занимается «светопредставлением» Philips Lighting — дочерняя компания конгломерата Philips. Эта «дочка» уже с 1952 года организует освещение спортивных объектов на всех Олимпийских играх и других самых крупных спортивных соревнованиях. На последнем чемпионате мира по футболу, который прошел в Германии в 2006 году, осветительное оборудование Philips было установлено на 8 стадионах из 12.

Кроме освещения спортивных мероприятий, Philips занимается и украшением городов и известных памятников архитектуры с помощью световых инсталляций. Так, именно осветительные приборы Philips установлены на знаменитой Эйфелевой башне в Париже. А к новогодним праздникам в Нью-Йорке престижный универмаг «Сакс» (Saks) на Пятой авеню в Нью-Йорке украсили огромными снежинками, в которые были вставлены 2300 галогеновых лампочек Philips.

ПРОСТОТА — ЗАЛОГ УСПЕХА

Как и для многих других европейских и американских компаний, для Philips начало нового тысячелетия чуть было не стало концом существования компании: агрессивным корейским производителям удалось буквально за пару лет откусить кусок лакомого пирога под названием «мировой рынок электроники». Буквально за три года, с 2000-го по 2003-й, продажи компании снизились с 37,9 до 29 миллиардов евро, а чистая прибыль за это же время упала более чем в 10 раз.

Стало ясно, что пришло время что-то менять, но вот что? К счастью, в дело вмешался счастливый случай, вестником которого стали журналисты телепрограммы «20/20» европейской телекомпании ABC. Они сообщили генеральному директору компании Жерару Кляйстерли (Gerard Kleisterlee) о результатах своего забавного эксперимента. Телевизионщики разместили в небольшой комнате разнообразные устройства Philips (телевизоры, DVD-плееры и т.п.), пригласили несведущего в технике человека, вручили ему универсальный пульт дистанционного управления и предложили посмотреть кино или телевизионную передачу. Но без помощи инструкций и подсказок специалиста «подопытному кролику» так и не удалось правильно подключить технику и настроить ее.

Именно после этого эксперимента руководство Philips решило изменить стратегию — на смену сложным техническим устройствам должны были прийти простые продукты. Кляйстерли уверял своих коллег: «Мы сильно осложняем жизнь людей, когда заставляем их постигать значения 802.11, DSL, Wi-Fi, Bluetooth, HDTV и несметного числа других терминов. 25% американцев ошибочно считают, что у них уже есть HDTV. 25%! Неплохо, да? Мы преуспели в том, чтобы запутать потребителя даже насчет его телевизора». Отсюда родился новый слоган компании «Sense and Simplicity» (в России — «Разумно и просто»).

То ли новая стратегия, то ли удачный слоган, то ли глобальное потепление тому виной, но новая стратегия принесла свои дивиденды: с 2004 года Philips начала увеличивать продажи, и пока эта позитивная тенденция сохраняется.

БЛИЦКРИГ В ТРИ ЗАХОДА

Успехи концерна Philips на российском рынке не всегда были бельмом на глазу завистливых конкурентов — конечно, если не брать в расчет историю вековой давности с крупным заказом на освещение Эрмитажа. И если сначала все шло просто отлично, то после 1917 года ситуация сильно изменилась. А все потому, что был принят знаменитый план ГОЭЛРО по электрификации Страны Советов. Естественно, что пользоваться зарубежными продуктами новой власти показалось не комильфо, так что на смену светильникам Philips пришла пресловутая «лампочка Ильича». И уже буквально через год после Октябрьской революции представительство компании в России было закрыто, а его сотрудники под шумок отправлены на родину.

Конечно, полностью раз и навсегда обрубить налаженные за 20 лет контакты советскому правительству не удалось. Время от времени представители Philips приезжали в СССР для обсуждения контрактов, а советские чиновники наносили ответные визиты в Нидерланды — благо это был хороший повод посмотреть на запретный «буржуйский» образ жизни. Но толку от таких алаверды между странами не было никакого — продукция Philips по-прежнему не интересовала новое государство.

И только в 1983 году — спустя 65 лет после «изгнания» Philips из России — компании удалось наконец восстановить свое положение в нашей стране. Именно тогда Министерство внешней торговли СССР выдало первую аккредитацию на открытие фирменного представительства. Поначалу оно было ориентировано строго на нужды советских НИИ и занималось продажей приборов для лабораторных исследований, но со временем удалось добиться и разрешения на продажу медицинской техники и комплектующих для производства электроники.

В 1994 году, когда российский рынок электроники уже довольно плотно был оккупирован продукцией корейских и японских производителей (особым шиком тогда считались кассетные плееры Sanyo в водонепроницаемом корпусе), Philips объявила об открытии дочерней торговой организации в России и фирменного магазина. Оба эти действа были запущены под громким лозунгом «Мы пришли, чтобы остаться». И, несмотря ни на что, эту идею компании удалось осуществить — если продажи телефонов под маркой Philips идут не очень (несколько лет назад работа этого подразделения вообще была приостановлена), то другая продукция расхватывается как горячие пирожки. Речь в первую очередь идет о телевизорах — массовый сегмент ЖК-телевизоров представлен сейчас практически полностью моделями этой компании, и компьютерных мониторах — Philips удерживает почти треть рынка.

Уже в 1916 году, спустя 25 лет после основания компании, Филипсы получили разрешение королевы Нидерландов Вильгельмины именоваться королевской компанией. Так в названии фирмы появилось слово «Royal» — Royal Philips Electronics N.V.

В 1999 году братья Жерар и Антон Филипсы были провозглашены лучшими нидерландскими предпринимателями XX века

Девиз компании «Цифры важны, но люди важнее» явно позаимствован из японской системы ценностей

Фриц Филипс — единственный из Филипсов, кто не эмигрировал из Голландии во время войны, — спас от нацистских лагерей 382 евреев, заявив, что без этих специалистов фабрика просто не сможет работать

Сейчас на Philips работают около 160 000 специалистов в 60 странах мира. А ведь в 1891году сотрудников в компании было всего десять...

Просмотров: 1565 | Добавил: mallection | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Бесплатный хостинг uCoz