Суббота, 18.05.2024, 22:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2014 » Апрель » 28 » Парные канделябры на три свечи
21:35
 

Парные канделябры на три свечи

Парные канделябры на три свечи
По модели Пьера-Филиппа Томира

Франция, первая половина XIX века, эпоха Карла Х

Бронза, литье, золочение
Высота – 43,5 см;
диаметр основания – 14 см

В начале XIX века, когда были созданы «Парные канделябры на три свечи», самым модным и актуальным стилем в западном искусстве был зародившийся во Франции ампир. Все европейские мастера ориентировались на изделия знаменитого придворного бронзовщика Наполеона Бонапарта Пьера-Филиппа Томира (1751-1843). Именно его считают создателем и главным мастером этого стиля в предметах декоративно-прикладного искусства из бронзы.
Характерными чертами изделий Томира и всех парижских бронзовщиков конца XVIII – начала XIX столетия стали уходящая корнями в Римскую империю помпезность, подавляющее идеальное совершенство и надменная холодность. Все это в полной мере выражало амбиции нового французского государства, великолепие и блеск которого со всей полнотой отразила золоченая бронза.
После поражения Наполеона, когда были возобновлены торговые контакты с Францией, откуда во всю Европу поставлялись именно предметы роскоши и в том числе произведения из позолоченной бронзы, стиль ампир распространился и в России.
Каждый канделябр, чье название происходит от латинского «Candela» – свеча, установлен на круглой подставке, украшенной рельефными изображениями военной арматуры. Так называются орнаментальные мотивы, появившиеся в русской архитектуре после победы 1812 года. Чаще всего они изображают перекрещенное оружие и доспехи, символизирующие отнятые у побежденного врага оружие и добычу. Эта тема впервые появляется в искусстве Древней Греции, но свой расцвет получила у римлян, завоевательные походы которых превратили маленький город на реке Тибр в обширную империю. Именно характерные для искусства ампира изображения арматуры позволяют производить датировку произведений искусства.
Все мастера, создающие эскизы с набросками форм и элементами декора будущих канделябров, ориентировались на характерные архитектурные мотивы своей эпохи. Это было связано с тем, что традиционно архитектура является стилеобразующим видом искусства, но так же и с тем, что тот или иной предмет декоративно-прикладного искусства должен соответствовать, как говорится, «быть вписанным» в стиль определенного интерьера.
В середине круглой подставки канделябра установлена украшенная орнаментами колонна, завершающаяся неглубоким блюдом, на котором установлены сами профитки, то есть гнезда для свечей. Центральная профитка напоминает своими формами античную амфору, а боковые крепятся на изогнутых кронштейнах-фанфарах, одновременно напоминающих часто встречающийся в римском искусстве мотив рога изобилия. Он символизировал богатство империи.
Как правило, декор и подсвечников, и канделябров содержит множество растительных орнаментов и форм. Своей историей эти мотивы уходят в далекое прошлое, в мифологию Древнего Египта, повествующей о том, как из первобытного хаоса на холме вырос цветок лотоса, из которого родился солнечный бог Ра. Он победил силы мрака и рассеял тьму. Сохраняя связь с этим древним преданием, часто в канделябрах и подсвечниках используются флоральные мотивы, а иногда свечи вставляются в профитки, стилизованные под цветочные бутоны. Но в «Парных канделябрах на три свечи» традиционные лиственные и растительные мотивы уступают место чеканным формам геометрических орнаментов. И даже там, где в накладных рельефах канделябров можно увидеть мотив пальмовых ветвей или других растений, все они будут располагаться не в свободном движении природной формы, а подчинены строгой симметрии торжественного ампира.

Просмотров: 254 | Добавил: mallection | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Бесплатный хостинг uCoz