|
Главная » 2013 » Июль » 27 » " Картинная галерея" Н. Ланкре "Танцовщица Камарго
|
|
|
" Картинная галерея" Н. Ланкре "Танцовщица Камарго
( Никола Ланкре "Танцовщица Камарго" 1730-е гг.).
Ее имя в VXIII столетии стало брендом. Она танцевала и при дворе, и в домах вельмож, государственных деятелей, ее обожал Вольтер, и еще в детстве ей предрекли, что в ее ногах кроется целое состояние...
Балерина Камарго укоротила длинное и тяжелое балетное платье, освободив для танца хрупкие ноги, и в который раз доказала, что женщина на сцене - это колоссальный труд и исскуство, в котором нет греха и бесстыдства. Только красота, которой нужно рукоплескать.
15 апреля 1710 года в Брюсселе родилась Мари-Анн де Кюпи де Камарго, дочка испанского музыканта.
Отец, талантливый и тонко чувствующий виртуоз, сразу заметил у маленькой девочки способности к музыке и танцу, и с помощью своего отца, дедушки Мари-Анн, начал развивать таланты юной будущей танцовщицы. Впоследствии, она вспоминала с благодарностью своих папу и дедушку, как первых преподавателей и строгих воспитателей, без которых ее талант не развился бы.
Мари -Анн была талантлива не только в танце, но и в пении, и часто она подпевала себе, делая на сцене сложные па. Но слава пришла к девушке через балет, сделавшим ее знаменитой.
Малютка Камарго собирала в домах вельмож большие сборы, и несмотря на юный возраст, стала очень популярной в родном городе.
Ее нельзя было назвать красавицей по меркам тех лет, но девушка обладала такими крошечными гибкими ногами, которые могли проделать любой кульбит и выверт, и таким пластичным телом, что многие считали Камарго чуть ли не волшебницей, добившейся мастерства на сцене с помощью волшебной палочки.... - К Франсуазе Прево! Учиться к Прево! - неслось отовсюду. И сердобольные богатые дамы, растроганные талантом танцовщицы, кинулись собирать девочку в дорогу.
Очень скоро Мари-Анн, закутанная в дорожный плащ, и прижимавшая к себе нехитрый скарб, села в дилижанс, увезший ее в загадочный и манящий Париж, навстречу судьбе...
Со всех городов и весей съезжались в Париж юные грации, мечтающие о балетной карьере. Ведущая танцовщица Королевской Академии музыки и танца, Франсуаза Прево, не терпела халтуры и лени - удержаться рядом со знаменитостью было непросто.
Многие девушки, не выдержав голодных обмороков и постоянного труда возле балетных станков, болезней ног и растяжений связок, уезжали по домам, да Прево таких учениц и не держала... Но взглянув на новоприбывшую миловидную бельгийку с особенными ножками, поняла : трудяга. И не ошиблась.
Камарго выступала в театре Брюсселя "Де ла Монн", затем работала по контракту во французском Руане, затем в Королевской Академии музыки. В 1726 году вышла на сцену в программе, поставленной Прево, "Характеры танца". Газеты взахлеб писали о успехе.
Поддерживать необходимую форму Камарго помогала жесткая диета, гены и работа, но основной акцент танцовщица делала на технике танца. Когда она первая сделала на сцене антраша, что ранее выполнялось исключительно только мужчинами, стало ясно - в балете грядет революция!
Сложнейшие и искусные кабриоли, бризе, па де ша, апломбы, арабески, глиссады - это стало "коньком" Камарго, ее гордостью. Посмотреть на знаменитые ноги Камарго люди приезжали издалека, ее приглашали ко двору, а богатые поклонники осаждали двери ее гримерной...
Но на этом Камарго не остановилась.
Она давно думала о том, что тяжелые и неудобные фижмы и панье, украшенные вдобавок тяжелыми драгоценными камушками и прочими аксессуарами, не дают телу двигаться больше, лучше, сильнее... А после танцев в туфлях на высоком каблучке ноги ноют больнее, чем всегда. Шнуровка стягивает диафрагму, сковывая не только движения, но и нужный темп дыхания...
Дивертисмент начался. Лакеи зажгли канделябры, музыканты взялись за смычки и литавры, в зале прекратился шепот и смех. Тысячи восторженных глаз были прикованы к сцене в ожидании действа...
Камарго вышла к публике. Спокойная и сосредоточенная, она видела, как меняются выражения лиц зрителей - все лицезрели обнаженные ноги танцовщицы, нескрытые юбками!
А на следующий день все модные магазины и лавочки были "атакованы" парижанками, желавшими оскандалиться так же, как Камарго.
Шляпы "а-ля Камарго", веера "а ла Камарго", туфли на низком каблуке "а-ла Камарго".... Европа буквально дышала балетом....
Успех роли морячки в спектакле "Аякс", грации в "Тайны любви", вакханки в "Любовные похождения богов"... Камарго купалась в цветах и славе.
Она словно не отрывалась в танце от земли (т.н. "заноски"), в отличие от мужчин, которые могли прыгать высоко. Благодаря коротким юбкам, движения ног были более отточенными, виртуозными, а уроки великого танцовщика Мишеля Блонди помогли Камарго познать все секреты прыжковой техники.
Это не могло понравиться легендарной балерине Мари Салле, дочери балаганных акробатов, и ученице знаменитого хореографа Жана Балона и его подруги Франсуазы Прево.
Мари работала и в Париже, и по контрактам в Лондоне, в "пантомимах Джона Рича", и была боготворима как в Англии, так и в Франции.
( "Портрет Мари Салле". Л. М. ван Лоо (?) ).
Новшества в балетном платье Салле приписывала себе, помня, как первая вышла на сцену без каблуков, драгоценностей, да еще с распущенными волосами! А в актерском мастерстве, отточенном беспрерывными тренировками и репетициями, Салле нет равных, и это служило утешением - в технике танца Салле проигрывала гибкой Камарго.
( Мари Салле )
Появление еще одной ученицы Прево, Камарго, Салле воспринимала чуть ли не как личное оскорбление. Ее мало утешало, что они обе с Камарго повелительницы сердец. Желчность Мари давала пищу для сплетников и журналистов, не устающих делать деньги на сборе сведений о вражде двух прим.
( Дивертисмент Ф. Прево и ее учениц. Гравюра VXIII века. )
Но за спиной Камарго "дышал" еще один новоявленный враг - сама Франсуаза Прево. Камарго оказалась сильнейшей ученицей - профессиональная ревность может проявиться и в таком деле.
Виртуозность Камарго помогла однажды в затруднительной ситуации, когда Прево поставила ученицу в кордебалет, за спины других девушек. Когда один из танцовщиков не вышел на сцену, Камарго спасла положение, выскочив на середину, и исполнив партию - импровизацию. Зал рукоплескал, а Прево за кулисами рыдала от бессильной злобы. С этого момента между ученицей и учительницей произошел разлад.
Но Камарго любили, ей помогал Блонди, покровительствовали сильные мира сего, газеты писали только хорошее, королевская чета относилась с симпатией, модницы копировали туалеты и движения.
В 1735 году прима Королевской Академии музыки и танца, Парижской Оперы, Камарго, покинула сцену по желанию могущественного любовника. Трудно сказать, была ли польза в этом перерыве, хотя танцовщица устала, у нее болели ноги, но несмотря на это, она не останавливала тренировки.
Вернулась в балет Мари-Анн в 1741 года в былой форме и пластичности - она не потеряла шарм и виртуозность - и была на сцене еще почти 10 лет. Теперь она подпевала себе во время танца.
Но 1751 год стал последним в карьере танцовщицы Камарго - сказывался возраст, состояние здоровья, желание покоя, требования мужа....
В 1770 году барон Гримм, дипломат, публицист, государственный деятель, известный в Европе и за ее пределами, и состоявший в переписке с императрицей Екатериной Великой, написал ей о смерти танцовщицы Камарго, дав определение, как "родоначальница танца кабриолей".
Скорее всего, могила Камарго в родном Брюсселе, но это спорный вопрос.
Ее соперница Мари Салле была частой гостьей в Версале, дружила с фавориткой короля маркизой де Помпадур, играла в спектаклях, поставленных ею для короля и придворных. Умерла в 1756 году в Париже.
Написав портрет танцовщицы Камарго, великий Николя Ланкре, поклонник ее творчества, обессмертил великую Мари-Анн. Теперь ее портрет находится в Эрмитаже.
|
|
|
Просмотров: 3079 |
Добавил: mallection
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|