Суббота, 18.05.2024, 17:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2013 » Декабрь » 31 » Екатерининский дворец. Малиновый кабинет (Библио
00:07
 

Екатерининский дворец. Малиновый кабинет (Библио

Фотоальбом Малинового кабинета (Библиотеки) Марии Федоровны (На плане 30). Не существующий ныне интерьер.

Интерьер Малинового кабинета (Библиотеки, Малой приемной) Марии Федоровны в Большом Царскосельском дворцеой был создан по проекту В.Стасова в 1823 году. Комната находилась рядом с Голубой гостиной Марии Федоровны.

Стены небольшого помещения на личной половине вдовствующей императрицы первоначально были оклеены желтыми бумажными «насыпными» обоями Царскосельской фабрики, имитирующими сукно. Такие обои были в моде в первой четверти XIX века и широко использовались при оформлении жилых помещений в императорских дворцах.

В комнате, обтянутой французским желтым сукном и обоями, с желтыми драпировками окон, находилось пять книжных шкафов, которые, как и раздвижной стол, четыре кресла, шесть стульев, трюмо и каминные экраны, были исполнены по рисунку Стасова из бразильского амаранта.

В углах находились два камина белого итальянского мрамора с порфировыми фризами и зеркалами, на ка-.минах были поставлены мраморные бюсты — все работы Трискорни. Потолок с лепным обрамлением украшен плафоном работы Медичи. В комнате стояли две фарфоровые вазы с изображениями баталий, бронзовые канделябры и часы.

Царскосельские канделябры на шесть свечей, выполненные в виде связки копий с восьмиугольным щитом и украшенные в основании шестью знаменами и двумя панцирями, были приобретены архитектором В. П. Стасовым в 1824 году через магазин петербургского торговца Жерома Корбьё для Приемной.

Канделябры с изображением трофеев, до 1824. Франция. Париж. Мастер Пьер-Филипп Томир. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, шлифование, полирование. Подробнее.

Парные часы составляют часть гарнитура для двух каминов, включающего также четыре одинаковых канделябра на семь свечей. Комплект предметов был приобретен для Большого Царскосельского дворца в 1824 году через магазин бронзовых и малахитовых изделий Генриетты Анжелло, торговавшей в Петербурге в 1821-1825 годах. Гарнитур украшал Желтую библиотеку апартаментов вдовствующей императрицы Марии Федоровны. В библиотеке имелось два мраморных камина, что и послужило основанием для приобретения парных каминных гарнитуров.

Парные каминные часы Поэзия и Философия, до 1824. Франция. Париж. Мастер Луи-Станислас Ленуар-Раврио. По модели Антуана-Андре Раврио (1806). Бронза, мрамор, эмаль; литье, чеканка, золочение, полирование, шлифование. Подробнее

Парные канделябры на семь свечей были приобретены в 1824 году у Шрейбера за 950 рублей в связи с меблировкой вновь отделанных ампирных апартаментов вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С середины XIX века они украшали интерьер Опочивальни Екатерины II в южной части дворц а, где в 1850 году их запечатлел в акварели Э. П. Гау. После 1918 года, по решению Художественной комиссии, канделябры вернулись в зал соответствующей им стилистики — в Библиотеку императрицы Марии Федоровны.

Россия. Санкт-Петербург. Мастер Андрей (Иоганн Андреас). Императорский стеклянный завод. Бронза, хрусталь; литье, чеканка, золочение, резьба 92 х 32,5 х 32,5. Поступление: из исторической коллекции Инв. № ВД-372-IV, ВД-373-IV. Подробнее

Кресло, фанерованное бразильским амарантом и декорированное бронзовыми золочеными накладками, происходит из исторического интерьера Библиотеки.

Санкт-Петербург. Мастерская А. И. Тура. По проекту В. П. Стасова. 1824. Сосна (основа), амарант бразильский, бронза, ткань; фанеровка, резьба, литье, чеканка, золочение. 94 х 59 х 49. Поступление, из исторической коллекции. Инв. № ЕД-221-V.

Из всего мебельного комплекта Библиотеки, изготовленного в мастерской А. Тура в 1824 году, в эвакуацию были вывезены три стула и два кресла, хотя первоначально гарнитур включал ломберный стол «с зеленым сукном», стол-бюро, восемь стульев, три кресла, книжные шкафы, два каминных экрана и зеркальные рамы. В счете Тура также отмечены «2 стенновые этажерки для каминных (?) приборов [...], 2 плевальника...» и добавлены «3 большие двери, золоченая бронза на мебель".

Спинки кресел и стульев, своеобразные по силуэту и поэтому запоминающиеся, Стасов решил в виде пельты — одной из характерных форм стиля ампир, название которой происходит от деревянных или кожаных щитов в виде полумесяца или вытянутого овала, использовавшихся древнегреческими воинами-пельтастами. Наряду со спинкой в виде восьмигранника, локотниками в виде полубрусков с резными пальметками на торцах, боковой рамой, пельта была опробована зодчим именно в мебели для Царского Села и с этого момента вошла в число «родовых» примет его мебельных изделий. Стасов украшал ее разнообразным резным декором в виде орлиных головок и накладных изящных розеток и пальметт. В последующих работах он обращался с пельтой весьма вольно, поворачивая фигурную плоскость на 180 градусов.

В мебели для Библиотеки впервые появляется не только спинка-пельта, но и экзотический, ранее не использовавшийся в России для фанеровки мебели материал — бразильский амарант. Эта древесина — разновидность красного дерева южноамериканского происхождения, имеющая «прелестный фиолетовый или пурпурово-красный цвет», с середины XVIII столетия использовалась при изготовлении наборных паркетов или небольших столярных поделок.

Библиотека не сохранила своего первоначального вида и назначения и позднее, после переделки, стала называться Малиновым кабинетом - уже к 1860-м годам на стенах, окнах и мебели Библиотеки появился малиновый шелк с белыми, а впоследствии — золочеными розетками, с которым прекрасно гармонировала мебель темного дерева, украшенная позолоченной бронзой.

На столе стоял письменный малахитовый прибор — работы Петергофской гранильной фабрики 20-х годов XIX века.

Источник:

  • Фомин Н. Детское Село. Л., 1936.
  • Екатерининский дворец-музей и парк в городе Пушкине. Л., 1940.
  • Пилявский В. И. Стасов. Архитектор. Л.: Госстройиздат, 1963, 251 с., ил.
  • Царскосельская мебель и ее коронованные владельцы. Альбом. Автор - составитель И.К. Ботт.-СПб.:Аврора, 2009.-256 с., ил.
  • Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. - СПб. : Аврора, 2010. - 303 с.
  • Альбом "Художественная бронза. Царскосельское собрание" / Сост. Т. Серпинская.- СПб, Изд-во "Аврора", 2009

У Вас остались вопросы? Или появился комментарий или уточнение к данной статье? Напишите их в комментарии под статьей - мы ответим Вам в течение суток!

Просмотров: 606 | Добавил: mallection | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Декабрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Бесплатный хостинг uCoz